iNDustrialRock

Aggro-Industrial, Industrial Rock, Industrial Metal, Coldwave, Elektrometall и иже с ними…

Рано или поздно любой музыкальный жанр обрастает поджанрами настолько, что обывателю становится сложно в них разобраться. Да что обыватель – порой исследователи путаются в номенклатурной терминологии. Сами группы не упрощают ситуацию, регулярно сочиняя новые многоэтажное термины для обозначения особенностей своего звучания, а уж ориентироваться в нюансах номенклатуры по странам, когда зачастую одно и то же название обозначает совершенно разные вещи или один и тот же жанр носит разные названия, становится нереально. Я не претендую на изложение истинного и неоспоримого откровения свыше. Номенклатура работает только в случае, когда группа на протяжении всего творчества исполняет совершенно однообразную музыку «шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте – провокация». Во всех остальных случаях жанровая терминология превращается в удобный повод для драки. Однако же попытаюсь упорядочить и разложить имеющуюся информацию по данным жанрам на стыке индастриала и рока/металла, по возможности делая выводы о схожестях и различиях.

Отмечу также популярное заблуждение «гитара в индастриале неуместна». С гитарным звучанием экспериментировали первопроходцы Throbbing Gristle, а тем более их прямые последователи Skinny Puppy, оказавшие в дальнейшем сильнейшее влияние на развитие пост-индастриала в целом. Но во избежание еще большей путаницы, нежели уже имеет место быть, буйные эксперименты раннего индастриала я рассматривать в этой статье не стану.

1. Aggro-Industrial.

“Это направление часто путают с EBM, однако это не правильно. Отличительным признаком «аггро-индастриала» является наличие «риффованой» гитары и «брутального» вокала. К этому может прилагаться как EBM, так и «synth-pop» ритм-секция и диско-клавиши.” (Д. Толмацкий) Типичное звучание по Толмацкому: Ministry «The Mind Is A Terrible Thing To Taste», «Psalm 69″, «Filth Pig», KMFDM «Angst», «Nihil», «Xtoяt», Die Krupps «II – The Final Option», «III – Odissey Of The Mind», «Paradise Now», Front Line Assembly «Millenium».

Отметим тот момент, что в своем FAQ Толмацкий не затрагивал тему индастриал рока и металла – лишь упомянул, что эти жанры вплотную примыкают к аггро.

*в данном контексте для краткости «аггро» употребляется только в значении аггро-индастриал. Прочие жанры с этой приставкой, как аггротек (aggrotech), аггро-EBM, он же (?) хеллектро (hellektro), при необходимости упоминания будут названы полностью.

Толмацкий упоминает лишь выборочные альбомы, что есть более правильно для номенклатуры, нежели отнесение группы целиком к тому или иному жанру. Однако же уже на этой стадии заметно расхождение с устоявшейся терминологией. Принимая во внимание, что KMFDM себя провозгласили прародителями И.-рока, мы можем утверждать, что на данных альбомах, пусть и достаточно ранних для творчества группы, уже формировалось роковое звучание. Die Krupps в ходе своей музыкальной деятельности сделали очень резкий переход от олд-скул EBM к даже более И. металлу, чем року. Полностью согласиться с Толмацким могу в случае ‘Millenium’ от FLA – нестандартный благодаря добавлению гитар, но все равно не выбивающийся из милитари-EBM общего творчества группы, он дает наиболее четкое представление о том, как собственно положено звучать аггро. От себя я бы добавила отдельные периоды творчества таких групп, как Aghast View, Cubanate/K-Nitrate/C-Tec, Numb, Kevorkian Death Cycle и т.д.

Любопытно, что Википедия не дает однозначного определения этому вполне официальному жанру. Если ориентироваться по ней, то аггро выходит по своим признакам и представителям смешением электро-индастриала (electro-industrial) и аггротека. С другой стороны определение электро-И. по Википедии более близко к уже привычному заезженному термину дарк-электро (dark-electro), а аггротек по принадлежности групп к нему представляет достаточно странный в своей разношерстности массив.

2. Industrial-Rock.

Как мы уже решили принять на веру, создателями этого жанра являются KMFDM. Это не значит, что до них никто не добавлял в рок электронное звучание, многие рок-исполнители не брезговали им, однако Саша Конецко со товарищи придал этой пропорции рока и индастриала конечную форму в нужный момент, когда этот жанр сумел подняться на пик популярности.

Можно сделать примерный вывод на основе различий жанров, что если в аггро-И. индустриальная составляющая является первостепенной, а гитары ее лишь акцентируют, то И. рок является больше роком с электронными элементами.

В США И. рок сформировался в начале 90-х в результате слияния панк-рока с техно-индустриальной брутальностью. Жанр отличался повышенной агрессивностью музыки, конфронтационными текстами, зачастую костюмированными живыми выступлениями с применением пиротехники и пугающего грима. (по материалам Википедии)

Типичные представители: Ministry, Rammstein, Pigface, Cubanate, KMFDM, The Genitorturers, Nine Inch Nails, Revolter, Bullets in a Burning Box. Опять же, оспорю некоторые позиции. Ministry, если закрыть глаза на их неоднократно эволюционировавшее звучание, я более склонна отнести к И. металлу, так же как и Rammstein. Творчество Pigface слишком неоднозначно, чтобы их так просто было отнести к тому или иному жанру, но все же и в этой нише их присутствие оправдано. От себя добавлю Hanzel und Gretyl, Swamp Terrorists, Sister MachineGun и пр.

3. Industrial Metal/Neue Deutsche Haerte/Elektrometall

Классический И. металл в американском прочтении принципиально отличается от И. рока тем же, чем и металл от того же рока. Оставлю выведения этих различий для металлистов, от себя скажу, что по большому счету все И. металлические группы можно отнести к И. року, но не всякая И. рок-группа может быть отнесена к И. металлу. Типичные представители: Ministry, Fear Factory, Acumen Nation, Electric Hellfire Club, Marilyn Manson, Rob Zombie. Из нового поколения можно сюда же отнести Psyclon Nine и Tamtrum.

Отдельно можно отметить так называемый «кибер-металл» (cyber-metal), ощутимо отличающийся от И. металла только большим вниманием к внешней кибер(панк)-тематике и эстетике. Примеры таких исполнителей: the Kovenant, Deathstars, T3chn0ph0b1a, Punish Yourself.

Немецкие группы с аналогичным звучанием, такие как OOMPH!, Rammstein, Unheilig, Megaherz, Stahlhammer и т.д. исторически сложилось, что стали причислять к жанру Новой Немецкой Жесткости (Neue Deutsche Haerte). Любопытный факт: в пределах schwarze scene самой Германии этот термин не распространен, а вместо него употребляется более понятный и емкий термин Электрометалл.

4. Coldwave/Nu-Metal.

Жанры, против употребления которых в контексте индастриала ярые апологеты жанра активно протестуют. Что в целом оправдано, ибо среди поверхностно ориентирующихся в музыкальной номенклатуре уже сложилось массовое заблуждение – считать, что колдвейв и ню-металл и есть якобы индастриал. Звучание роковое, с применением синтезаторов, тематика обычно имеет киберпанк-окраску, зачастую с попсовыми нотками сентиментальности. Термин колдвейв применяется в США, считается подразделением И. металла, зачастую в него примешивают И. рок и металл исполнителей, однако я склонна разделять их. По имеющейся у меня информации также иногда может носить название синткор (synthcore), однако конкретными примерами географического или какого-либо другого разделения применения терминов я не располагаю. Наиболее типичны: 16 Volt, the Young Gods, Chemlab, Bile, Rorschach Test, Hate Dept., Gravity Kills и пр.

Ню-металл как старый металл, да на новый лад, с экстремальной эстетикой и вкраплениями электроники. Во многом пересекается представителями с колдвейвом. Группы, которые могут быть сюда отнесены, однако по вышеуказанному заблуждению зачастую носят ярлык «индастриал»: Static-X, Powerman 5000, Strapping Young Lad, Pain, Pitch Shifter.

© Cyber II a.k.a. Rivethead, 2007.

Popularity: 43% [?]

Комментирование закрыто.